Развитие и регулирование рынка услуг сотовой связи в России и мире: основные итоги иследования

   Автор статьи:

Открытый отчет по итогам инициативного исследования

Баланс между государственным регулированием отрасли и свободными рыночными механизмами напрямую зависит от степени развитости рынка. Российский рынок сотовой связи по ключевым показателям развития занимает одно из лидирующих мест среди развитых стран Европы и Северной Америки. Сегмент сотовой связи России давно преодолел порог развивающегося рынка, и не
нуждается в усилении государственного вмешательства. К такому выводу пришли аналитики ComNews Research, изучившие мировой и российский опыт развития отрасли сотовой связи.

Для анализа развития рынка сотовой связи РФ и других стран, аналитики Comnews Research сравнивали ключевые показатели эффективности отрасли и уровня государственного вмешательства в рынок свободной конкуренции, применяя при этом международную
методологию оценки фиксированного набора услуг связи («мобильной корзины»), а также статистические данные ComNews Research и международных статистических бюро. 

Разнообразие параметров сравнения позволило не только сопоставить страны друг с другом, но и выявить слабые места, требующие пристального внимания, как со стороны игроков рынка сотовой связи, так и со стороны государства.

По оценкам Comnews Research Россия входит в ТОП-5 среди развитых стран Европы и Северной Америки, а также стран СНГ, по количеству активных абонентов и уровню проникновения услуг сотовой связи — 230 млн чел. и 163% соответственно. Являясь, при этом, по индексу плотности населения — 8,3 чел./км2 — одной из самых непривлекательных стран для развития сотового бизнеса. Этот показатель меньше лишь в Канаде, Исландии и Казахстане.

 


Рисунок 1. Региональное распределение стран по количеству ведущих игроков сотового рынка федерального значения, 2009г.
Количество операторов, шт. Доля лидера по количеству активных абонентов, %.

 


Тем временем, конкурентная ситуация на рынке сотовой связи федерального масштаба в России на конец 2009г. соответствовала ситуации на самых развитых рынках мира. В 48 странах, из 55 рассмотренных, включая Россию, рынок сотовой связи представлен 3 или 4 основными
федеральными игроками, где лидирующий оператор занимает рыночную долю по количеству абонентов от 30% до 45%. Россия соответствует нижней границе этого диапазона (МТС-33,4%, Вымелком-24,5%, Мегафон-24,2%).

Данные показатели являются свидетельством развитости рынка.
В 2008г. ежемесячная стоимость определенного набора услуг сотовой связи («мобильная корзина») в России составляла 1,37% от Валового национального дохода, а в 2009г. — 0,73% от Валового национального дохода.

По подсчетам Международного Союза Электросвязи, в 2009г. российская «мобильная корзина» была одной из наименьших в Европе, Северной Америке и СНГ — 5,83 долл. США или 9,11 долл. США по паритету покупательной способности. Это в среднем 2 раза ниже, чем
в странах Европы и Северной Америки. Темпы развития отрасли сотовой связи в России опережают общемировую тенденцию снижения стоимости услуг сотовой связи и свидетельствуют о высокой ценовой конкуренции на рынке.

Стоимость услуг сотовой связи и других сервисов, относящихся к ежемесячным коммунальным тратам населения, развиваются в диаметрально противоположных направлениях в России последние 10 лет. Стоимость электроэнергии и газоснабжения выросли с 2001 по 2009 года в целом по России в 5 и 6,5 раз cоответственно. Размер абонентской платы за услуги фиксированной связи вырос в 6 раз. В то время как средняя стоимость одной минуты разговора (APPM) для пользователя сотовой связи, по оценкам Comnews Research, уменьшилась в 8 раз в долларовом выражении, и в 7 раз в рублевом.

 


Рисунок 2. Средняя стоимость минуты разговора
для пользователя сотовой связи, руб.



Стоимость услуг сотовой связи во всем мире не складывается только из количества потраченных на разговор минут, а сами услуги не ограничиваются только голосовой передачей данных. Comnews Research, опираясь на упрощенную методологию МСЭ и ОСЭР по оценке неизменного набора услуг сотовой связи, так называемой «мобильной корзины», посмотрел историческую динамику снижения стоимости совокупности сотовых сервисов. В адаптированную к данному исследованию «мобильную корзину» входили: исходящие
звонки, входящие звонки, sms. Оценка производилась по тарифным планам двух городов: Москвы и Нижнего Новгорода. В Москве средняя стоимость фиксированного набора услуг сотовой связи сократился с 930 рублей до 280 рублей. В Нижнем Новгороде — с 800 рублей
до 70 рублей. Это обусловлено как разницей в уровне потребительских цен и доходов населения, так и конкурентной ситуацией. Стоимость мобильной связи, оцениваемая по фиксированному набору услуг, уменьшалась ежегодно в Москве и Нижнем Новгороде на 16% и 29% соответственно. Постоянное снижение стоимости услуги сотовой связи говорит об эластичности рынка, его работе на основе рыночных механизмов.

С точки зрения регуляторной политики в отрасли Россия пока не соответствует международной практике государственного регулирования телекоммуникационного сектора и рынка сотовой связи в частности. Россия одна из 40 стран в мире, в которых отраслевой
регулирующий орган не является независимым, наряду с отстающими и развивающимися странами Африки, Азии и Востока.
Более того, обязанности главы отраслевого регулирующего органа выполняет председатель совета директоров одной из крупнейших телекоммуникационных компаний, что может привести к отсутствию объективности и беспристрастности в принятии решений.
Как и в независимом регулирующем органе, российский рынок сотовой связи нуждается в эффективном административном реформировании, и повышении простоты и прозрачности законодательства. В практике развитых стран Европы и Северной Америки функции надзора за компаниями с «доминирующим положением на рынке» не дублируются регулирующим органом, а полностью лежат на антимонопольных ведомствах.

По мнению Comnews Research, излишнее вмешательство регулирующих органов в рынок сотовой связи может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности отрасли, а также приведет к замедлению строительства физической инфраструктуры, к снижению
эластичности рынка и уровня конкуренции что, в конечном итоге, негативно отразится на потребителях.

Усиление государственного вмешательства в экономическую деятельность игроков рынка, без решения общих проблем рыночной среды и в отсутствие независимого регулятора приведет к замедлению динамики развития одной из наиболее успешных и конкурентных
отраслей российской экономики.


© Comnews Research

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх