Личные вещи легендарного Сергея Королева переданы в казанский музей соцбыта
Казанский музей социалистического быта пополнился новыми экспонатами - личными вещами, которые принадлежали легендарному Сергею Королеву. Их передала в дар музею семья академика Валентина Глушко.
Казанский музей социалистического быта пополнился новыми экспонатами - личными вещами, которые принадлежали легендарному Сергею Королеву. Их передала в дар музею семья академика Валентина Глушко.
Известный советский ученый, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев работал в Казани во время войны - с 1942 по 1945 годы. Сергей Королев и Валентин Глушко жили в то время в Казани в одном доме, были соседями.
«В 1946 году конструкторское бюро, где работал Сергей Королев, переехало в Москву, но принадлежавшая ему мебель осталась в Казани. Ее сохранила дочь советского инженера и ученого в области ракетно-космической техники Валентина Глушко - Евгения Валентиновна Глушко, она до сих пор живет в Казани. Также она передала в музей семейный архив - фотографии, книги, газетные и журнальные вырезки, переписку отца», - сообщил журналистам директор казанского музея соцбыта Рустем Валиахметов.
Как знаменитый конструктор Сергей Королев попал в Казань? Он с детства мечтал о небе и авиации, занимался в отряде гидросамолетов и планерном кружке. В 17 лет разработал свой первый проект безмоторного самолета. Учился в Киевском политехническом институте и МВТУ имени Баумана. В 1929 году Королев встречался с Циолковским, и маститый ученый посоветовал молодому коллеге заняться вопросами полетов в космос.
«С тех пор Королев увлекся ракетостроением. В 1938 году, будучи заместителем директора по научной части и руководителем отдела ракетных летательных аппаратов в Реактивном НИИ, Сергей Павлович был арестован по ложному обвинению и осужден на десять лет. В лагере на Колыме, куда его отправили, работал истопником в бараке, где жили уголовники. Ему удалось выжить благодаря авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву. Он попросил перевести Королева к нему в конструкторское бюро тюремного типа, впоследствии получившее название «Туполевская шарага»», - рассказывает портал Kazned.ru
Во время войны Королев был переведен в ОКБ-16 четвертого спецотдела НКВД - спецтюрьму в Казани при авиационном заводе №16 для разработки ракетных двигателей. Королев случайно узнал от одного из своих друзей, о том, что конструктор Валентин Глушко, с которым они уже вместе работали и который тоже был «зеком», проектирует в Казани ракетные двигатели для бомбардировщика Пе-2.
После длительных переговоров «добро» на переезд в Казань было получено. В ноябре 1942 года Королев в числе других заключенных - инженеров и ученых прибыл в город. Свои ракетные разработки Королев испытывал и на 22-м самолетостроительном заводе, эвакуированном из Москвы (ныне казанский авиационный завод имени Горбунова).
Дочь Сергея Павловича в своей книге воспоминаний об отце писала, что для «спецконтингента» выделили два этажа заводоуправления. ОКБ располагалось на четвертом. А на третьем этаже размещалось общежитие. Королева поместили в большую комнату, где жили еще 23 человека. Здесь же находилась и столовая.
В июле 1944 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о досрочном освобождении всех 29 работников казанского ОКБ со снятием судимости. Спустя месяц «спецконтингенту» выделили жилье неподалеку от завода, в Соцгороде - в только что построенном доме номер пять по улице Лядова. Там же получил жилье и Сергей Павлович. Он проживал на пятом этаже в двухкомнатной квартире с балконом, выходящим во двор.
Сергею Павловичу досталась комната побольше, а в меньшей поселился его охранник. Несмотря на то, что ученых освободили, конвоиров от них не убрали. Сам Королев так пишет в письме матери о своем казанском житье: «Комната моя «шикарно» обставлена, а именно: кровать со всем необходимым. Стол кухонный, покрытый простыней, два табурета, тумбочка и письменный стол, привезенный мною с работы. На окне моя посуда: три стеклянных банки и две бутылки, кружка и одна чайная ложка. Вот и все мое имущество и хозяйство. Чувствую ваши насмешливые улыбки, да и мне самому смешно. Но я не горюю... Это ведь не главное в жизни, и вообще, все это пустяки…»
После окончания войны Королеву не хотелось уезжать из Казани. Нравилось всё: и квартира, и люди, и работа. Да и его мечта о создании ракетоплана вот-вот должна была осуществиться. Но Королев заботился, прежде всего, о своем детище и о судьбе своего маленького коллектива. Он направил в адрес Наркомата докладную записку с просьбой реорганизовать его группу в самостоятельное конструкторское бюро. В августе 1946 года ОКБ-16 переехало в Москву. Казанский период Королева закончился.
После войны Королев продолжал разрабатывать баллистические ракеты, и в 1957 году его ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня началась эра космонавтики. А 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый космический полет. Долгие годы, при жизни Королева о нем знал очень ограниченный круг людей. Лишь после его смерти 14 января 1966 года люди узнали об этом замечательном ученом и конструкторе и его непростой судьбе.