Nokia: ставка на Windows Phone
… оказалась хорошей идеей.
Полная преданность Nokia мобильной платформе Windows Phone себя определенно окупает. Финская компания не только продолжает доминировать в смартфонной экосистеме Microsoft, но и подминает конкурентов вроде HTC и Samsung. Так, если верить статистике AdDuplex, в апреле Эспоо увеличило присутствие в сегменте WP-коммуникаторов до 80% — в марте этот показатель составлял 78%.
Подобный расклад полезен и для Nokia, и для Microsoft. Первая может смело противиться заявлениям, будто бы нуждается в диверсификации своего бизнеса через привлечение Android. Вторая сохраняет уверенность в Nokia, как крупнейшем партнере по оборудованию, мечтая победить BlackBerry на пути к желанному месту третьего игрока под смартфонным солнцем — вслед за Google Android и Apple iOS.
Топовому Nokia Lumia 920 уже удалось, обойдя среднеклассовый Lumia 800, стать самым популярным WP-смартфоном в глобальном срезе. В итоге доля Windows Phone 8 выросла до 43% — более чем вдвое в сравнении с картиной трехмесячной давности. Хотя, конечно, Windows Phone 7 в закат еще не ушла. Есть все предпосылки, что Lumia 920 не остановится в своем восхождении, тем паче наблюдается хороший спрос на Lumia 920T, вариант этого аппарата для Китая, где оператор China Mobile глубоко дотирует девайс. Будучи самым дорогостоящим в линейке, он продвигает мобильный бизнес Nokia к возвращению к операционной прибыли.
Конечно, можно посетовать, что Nokia — не единственный партнер Microsoft на ниве Windows Phone, но всё же именно эта дружба — залог надвигающегося успеха. Если бы финны выбрали Google Android, вряд ли у них получилось бы дифференцировать себя и выжить в отрасли, где заправляет дуополия Samsung и Apple. В самой Nokia уверены, что занятие «зеленым роботом» слишком быстро исчерпало бы и без того ограниченные финансовые ресурсы.
Логика здесь прозрачна. Переезд на рельсы Android поместил бы Nokia в прямое соперничество не только с Samsung, но и сонмом других компаний, включая HTC, Sony, LG, Huawei и т. д. Опять же примыкание к Google-экосистеме произошло бы слишком поздно в сравнении с другими игроками, что истребовало бы напряженной борьбы равно как со всем мобильным миром, так и против маркетинговой машины Samsung. А мы уже наблюдаем, как корейская корпорация подминает других Android-производителей: та же HTC старается изо всех сил, выпуская качественные смартфоны, но дела у тайваньской фирмы, еще не так давно верховодившей в Android-бизнесе, складываются совсем не радужно. «Сотовик» давал мини-анализ этой ситуации в материале «HTC: наступили темные времена». В общем и целом можно смело утверждать, что Nokia поступила более чем разумно, отказавшись от игры на поле Android.
Windows Phone позволяет Nokia обретать дополнительную маркетинговую силу, стоящую за брендом Lumia. Не только Microsoft заинтересована в продвижении операционной платформы, но и сотовые операторы надеются увеличить конкуренцию в своей системе поставок и постепенно снизить воздействие программы дотирования смартфонов. Занимаясь Android, Nokia оказалась бы предоставлена самой себе, ведь у Google не было бы причин поощрять Lumia-инициативы: интерес к Android самоподпитывается, да и Motorola Mobility — вот новая игрушка, которой занимается интернет-корпорация, впрочем, отвергающая непосредственное влияние на бизнес этого производителя мобильных устройств.
Разумеется, неопределенность по-прежнему остается, и долгосрочные перспективы смартфонной деятельности Nokia напрямую зависят от успеха Windows Phone, и того, как активно развивает свое детище компания Билла Гейтса. Недавний перезапуск бизнеса Research In Motion, явленный в форме мобильной операционной системы BlackBerry 10, пока себя не оправдал в той достаточной степени, чтобы можно было смело говорить о весомой угрозе Windows Phone. Хотя при плохом раскладе, то есть если «ежевичным» устройствам удастся вернуть потребительскую любовь, Windows Phone и соответственно Nokia придется, следуя нынешним амбициозным настроениям, отхватывать куски смартфонного пирога у сверхсильных Android и iOS.
Как бы то ни было, даже скромные успехи Nokia на поприще коммуникаторов, плюс ее инициативы патентной монетизации, а также благоприятный совместный бизнес с Siemens в плоскости беспроводной инфраструктуры — всё это укрепляет веру инвесторов.
В любом случае в активах Nokia есть мощное подразделение мобильных телефонов на программных платформах Series 30 и Series 40 — ими финский бренд традиционно знаменит. И если первые явлены простыми мобильниками, вторые, собирающиеся под зонтиком семейства Asha, по своим возможностям вплотную приближаются к смартфонам, причем сохраняя ценник на низком уровне.
И правда: если мы посмотрим на какой-либо полностью сенсорный Asha-телефон, к примеру, Nokia Asha 311, формально его без проблем можно отнести к простому Android-смартфону. Конечно, устройства на Google-системе несут два основных преимущества: они поддерживают многозадачность, а приложения для них могут быть написаны в собственном коде — читай, повышенное удобство работы и дополнительная прибавка к быстродействию. Series 40 является однозадачной программной платформой, и понимает только Java-программы и веб-приложения. Но в целом это не страшно: нетребовательный пользователь удовлетворен смартфоноподобным сенсорным интерфейсом, софтверных изделий, в том числе игр, на прилавках Nokia Store выставлено предостаточно, а время автономной работы S40-мобильников не в пример продолжительнее, чем у Android-аппаратов.
© СОТОВИК