CyanogenMod взорвет Android
Популярная Android-«прошивка» готовится стать третьей самой распространенной мобильной платформой.
CyanogenMod, одна из самых популярных неофициальных Android-«прошивок», встала на рельсы бизнеса. Команда, стоящая за программным обеспечением, создала компанию Cyanogen с попутным вливанием 7 млн долларов со стороны инвестиционных Benchmark Capital и Redpoint Ventures.
Цель Cyanogen грандиозна — стать третьей мобильной операционной системой, опередив Windows Phone и BlackBerry. По силам ли это? Вполне.
Пусть первое и второе место в рейтинге ведущих мобильных платформ прочно удерживаются соответственно Google Android и Apple iOS, третья позиция нестабильна, привлекая Windows Phone 8 и BlackBerry 10, а также пока мелких игроков вроде Firefox OS, Tizen и Ubuntu. Следует знать, что, согласно некоторым подсчетам, число активных пользователей CyanogenMod составляет где-то 20 млн, то есть впору говорить о четвертом месте в искомом рейтинге. Между тем установка «прошивки» очень и очень трудоемка, требуя аж 23 шага, притом что поддерживается лишь ограниченный модельный ассортимент Android-устройств. Но на что не пойдут любители «зеленого робота», привыкшие жить в череде экспериментов.
История свидетельствует, что никакие ни прошлый опыт, ни штат разработчиков, ни финансовые ресурсы — ничего не выступает гарантией успеха в мобильном бизнесе. Microsoft уже три года бьется, чтобы закрепиться на ниве смартфонов, но база подписчиков Windows Phone лишь сравнима с таковой у CyanogenMod. Так каким же образом Cyanogen собирается достичь поставленной цели?
Всё просто: следует продолжать заниматься всё тем же, только делая работу лучше и быстрее.
Почти все ключевые разработчики CyanogenMod вошли в состав руководства или сотрудников Cyanogen: Стив Кондик стал техническим директором, а Коушик Дутта занял кресло вице-президента по разработке — всего 17 сотрудников.
В прошлые несколько месяцев разработка CyanogenMod ускорилась: новые версии, обновления и совместимые устройства стали появляться быстрее. Всё это явилось следствием преобразования в компанию со штатом, который оплачивается как положено.
Сейчас готовится к выпуску первый продукт — установщик CyanogenMod. Он появится в магазине Google Play Store, и призван решительно упростить процедуру разворачивания CyanogenMod на поддерживаемые Android-устройства — буквально одним кликом мыши.
На следующей неделе будет объявлено о партнерском соглашении с кем-то из производителей оборудования, а в следующем году будет проведен ребрендинг, ведь название CyanogenMod не особо приятно на слух обычному пользователю.
В ближайших планах стоит расширение списка совместимых девайсов и наращивание функционального наполнения CyanogenMod. Никакой платы с пользователей взиматься не будет.
Открытым остается вопрос, каким образом фирма будет зарабатывать деньги, если «прошивка» останется бесплатной? По словам Керта Макмастера, сооснователя Boost Mobile и исполнительного директора Cyanogen, «если вы предлагаете операционную систему 50 миллионам пользователей, существует множество путей извлечения прибыли. И речь идет не только о расширении пользовательской базы, но, скорее, о создании великолепных служб, которых более нет ни у кого».
Но что если эти службы будут заблокированы? Базовые Google-приложения, включая Gmail, Chrome и Maps не являются открытой частью Android — они относятся к Google Play Services, которые требуют, чтобы устройство было сертифицировано интернет-корпорацией. Модификации «прошивок» вроде CyanogenMod переносят девайсы в ту серую область, где исходный телефон одобрен Google, но измененное встроенное программное обеспечение может породить гнев Маунтин-Вью. Google еще не прокомментировала публичный дебют Cyanogen, тем паче еще нет какой-то серьезной угрозы доминанте ее официальной Android.
Как бы радужно всё это ни звучало, нет способа быстрого возврата инвестиций в 7 млн долларов, особенно если сейчас пользователей насчитывается не 50, а в два с половиной раза меньше. Долгосрочный план, которого придерживаются инвесторы, состоит в том, что рыночная стоимость Cyanogen, ныне оцениваемой в 20-30 млн долларов, должна вырасти как минимум в десять раз. То есть через несколько лет компании необходимо подняться до бизнеса стоимостью в 300 млн долларов, а затем, когда она станет публичной или будет выставлена на продажу, и целого 1 млрд долларов.
Даже притом что мобильный сектор невероятно разогрет, есть все шансы добиться успеха. Посмотрите на китайскую Xiaomi, которая начала три года назад с разработки MIUI, собственной Android-«прошивки», а сейчас, выпуская смартфоны-бестселлеры, пришла к прибыльности и стоит аж 10 млрд долларов.
Сейчас всем любителям CyanogenMod следует ждать массу приятностей: новые сборки, новые возможности, простая установка, новые совместимые устройства — и всё сдобрено качественной технической поддержкой. Если же вы разработчик или активно участвуете в развитии «прошивки», самое время подать заявление о приеме на работу в стартап.
Когда популярный открытый проект становится бизнесом — это замечательно. Достаточно вспомнить WordPress, систему управления контентом для веб-сайтов. WordPress началась как хобби в 2003 году, в 2005-м превратившись в компанию Automattic, которая привлекла деньги инвесторов и стала прибыльным бизнесом с 190 сотрудниками и стоимостью почти 1 млрд долларов. WordPress, бурно развиваясь, удалось стать самой популярной платформой для веб-публикации. Вокруг нее сформировалась широкая экосистема функциональных дополнений и тем оформления веб-сайтов, подпитываемая не только энтузиастами, но и желающими подзаработать.
Иногда перспективные проекты, превращаются в сфокусированные целиком на деньгах. Twitter — вот яркий пример. Перед тем как взорвать Интернет, «Твиттер» был очень простым сервисом с процветающей экосистемой приложений, служб и даже отдельных компаний, выстроившихся вокруг. Затем социальная сеть микроблогов подошла к той точке, когда пришлось решать, какой ей быть. Здесь рассматривались два варианта: либо стать программным интерфейсом приложений (API) для Веба в реальном времени, развивая экосистему приложений и служб, а вопрос с прибыльностью решить позже, либо стать медийной компанией, сосредоточившись на извлечении дохода из рекламы.
Twitter выбрала второй вариант, и, несмотря на огромную популярность, энтузиасты и разработчики перестали вкладываться в эту сеть. «Твиттер» закрыла или серьезно ограничила свои API для тех, кто конфликтует с ее медийными интересами. Сеть выкупила большинство популярных клиентских Twitter-приложений, затем уничтожив их. Удобство пользования официальным клиентом на настольном компьютере нельзя назвать хорошим, то же самое справедливо и для мобильной версии. «Твиттер» никогда не была открытым проектом, однако сторонние разработчики тешились надеждами на светлое будущее. Но всё рухнуло.
Будем надеяться, что Cyanogen проследует путем WordPress, но никак не Twitter. И к этому есть все предпосылки, учитывая ценности и взгляды команды, которые больше похожи на таковые в Automattic, а не Obvious.
По материалам UnwiredView
© СОТОВИК