Samsung: первый провал
… за два года, напоминает, что даже малейшая остановка в нашем быстром технологическом мире смерти подобна.
Samsung Electronics, основанная в 1969 году, является, безусловно, самой крупной компанией Южной Кореи, ведь ее рыночная капитализация составляет 176,8 млрд долларов. Корпорация занимает соответственно первое и второе места в мировом рейтинге производителей смартфонов и планшетов. Вот почему когда фиксируются какие-то проблемы, инвесторы начинают сильно нервничать.
Слабая вона, премиальные выплаты
В начале месяца Samsung поделилась прогнозами по доходу, предупреждая о первом за последние два года снижении квартальной прибыли. Но когда финансовые книги были раскрыты окончательно, слишком оптимистично настроенные аналитики с Уолл-стрит посыпали голову пеплом.
Операционная прибыль Samsung в четвертом квартале 2013 года составила 8,31 трлн вон (7,69 млрд долларов), тогда как эксперты Thomson Reuters надеялись на сумму в 10,3 трлн вон (9,53 млрд долларов), а специалисты Dow Jones Newswires предполагали 9,65 трлн вон (8,93 млдр долларов).
Усиление национальной валюты навредило прибыли Samsung. Сейчас за 1 доллар США дают 1080 южнокорейских вон.
Чистая прибыль, за три месяца потерявшая приблизительно 1 трлн вон, вышла на 7,24 трлн вон (6,7 млрд долларов). Чуть вырос доход — до 59,28 трлн вон (54,87 млрд долларов).
В мрачной картине частично виновато укрепление южнокорейской воны. Низкий уровень инфляции подтолкнул курс, означая, что Samsung получит меньше вон от дохода в Европе и США.
Благодарность и великодушие к сотрудникам корпорации также повлияло на прибыльность. В честь двадцатой годовщины на посту председателя правления Ли Кан Xи, разработавшего новую визионерскую стратегию для Samsung, — она действительно возвысила Сеул на невиданные прежде высоты, — служащие компании получили совокупные премиальные в 800 млрд вон (741 млн долларов).
Ли Кан Xи, председатель правления Samsung Electronics и третий сын основателя Samsung Group, владеет состоянием в 12,6 млрд долларов.
2013 год был неоднозначным в жизни Samsung: четвертый и второй кварталы столкнулись с потерями, а первый и третий превзошли прогнозы.
Некоторые выгоды
Традиционно слабое подразделение потребительской электроники сыграло очень хорошо. Холодильники, посудомоечные машины, кухонные плиты и телевизоры взлетели. Последние, кстати, продемонстрировали 90-процентный квартальный рост по доходу, что помогло нарастить прибыль всего департамента на 88%. Не то чтобы усиление значимое, но его нужно поприветствовать.
Samsung надеется к концу следующего года занять первое место на рынке бытовой техники, и сейчас ее присутствие здесь составляет 10,5%. От торговли домашними приборами компания извлекла где-то 12 млрд долларов в 2013 году, тогда как Whirlpool заработала 18 млрд долларов в 2012-м. Корейский бренд развивает это направление быстрее всех, причем делает ставку на «умную» технику, дабы помочь плавающему вверх-вниз телевизионному бизнесу. В целом желания сводятся к тому, чтобы домашние приборы стали третьими по прибыльности — подобно подразделениям полупроводников и мобильных устройств.
«Умная» бытовая техника когда-нибудь «выстрелит» небывалой популярностью.
Что касается департамента информационных технологий и мобильности, результаты здесь смешанные.
Примечательны успехи в планшетном пространстве, где Samsung продала почти 12 млн изделий, что приблизительно на 50% больше тех 7,9 млн планшетов, которые были реализованы в четвертом квартале 2012 года. За год отгружено 40 млн девайсов, позволивших занять второе за Apple место на планшетном пьедестале.
Несколько недель назад на выставке Consumer Electronics Show 2014 была представлена пара крупноформатных 12,2-дюймовых планшетных компьютеров Galaxy Note Pro и Galaxy Tab Pro — первый поддерживает управление стилусом.
В остальном же мобильные новости не так показательны. Samsung поняла, что расходует слишком много на рекламу мобильных продуктов, и это негативно отражается на прибыли. Основные кампании здесь включают продвижение продуктов мировыми звездами футбола на волне Чемпионата мира и спонсорство зимних Олимпийских Игр в Сочи.
Ким Хюнджун, старший вице-президент Samsung, в интервью «Рейтер» отметил: «Мы активно поддерживаем мировые спортивные соревнования и розничные каналы продаж, но попытаемся усилить эффективность маркетинговых расходов и урезать мобильный бюджет в сравнении с прошлым годом».
Усталость Galaxy S4
Поставки смартфонов прибавили 4% в четвертом квартале — до 91 млн устройств, если верить оценкам KB Investment & Securities Comp. Но при этом удалось реализовать только 9 млн единиц высокоприбыльного флагмана Galaxy S4. Для сравнения: в последней четверти 2012-го Samsung, которая не раскрывает показатели торговли мобильными девайсами, оценочно продала лишь 60 млн коммуникаторов, однако 15,2 млн из них пришлись на тогдашний флагман Galaxy S III.
Сообщество насытилось Galaxy S4, требуя новых прорывов.
Поскольку корейцы склонны выпускать новое поколение ведущего смартфона весной, пик его продаж приходится на лето и осень, немного падая в сентябре-декабре, когда Apple предлагает новый iPhone.
Galaxy S III и Galaxy S4 следуют различным кривым продаж, и это без оглядки на схожие даты анонса. Galaxy S4 быстро вскочил на коня популярности, расходясь в среднем по 20 млн штук каждые три месяца во втором и третьем кварталах. Но в последней четверти прошлого года спрос упал почти наполовину: ключевые рынки сбыта вроде США и Европы уже насытились. Вместе с тем к концу 2013-го Galaxy S4 удалось продаться числом 49 млн против 39,9 млн Galaxy S III, расхватанных к концу 2012-го.
Смартфонные поставки Apple, главного соперника Samsung, составили 33,8 млн, из которых оценочно 20 млн были оформлены на iPhone 5S, флагманскую модель. Другими словами, пусть смартфоно-планшет Galaxy Note 3 сравним по уровню продаж с iPhone 5C, но iPhone 5S опережает спрос на Galaxy S4 в соотношении два к одному.
Беспокойство вызывает тот факт, что реализация примерно 75 млн более старых смартфонов (не Galaxy S4 или Galaxy Note 3) может легко быть разрушена второй ключевой для Samsung угрозой. В Китае, где корейская фирма пока хорошо себя чувствует, торгуя бюджетными изделиями, совместные усилия таких вендоров, как Lenovo, Huawei, Coolpad, ZTE, TCL, Gionee, Xiaomi и Meizu, способны отбросить Samsung в сторону. Для этого китайские вендоры делают ставку на устройства ценой в пределах 100 долларов. В третьем квартале 2013 года Lenovo удалось взобраться на третью строчку мирового рейтинга производителей смартфонов, встав позади Apple и Samsung.
Ли Ёнг Хи, исполнительный вице-президент мобильного бизнеса Samsung, поспешил заверить сообщество, что Galaxy S5, который появится совсем скоро, вернет продажи на прежний уровень: «Мы анонсируем флагманскую модель в первой половине года — где-то в марте-апреле, нацеливаясь приблизительно в то же время открыть торговлю ею. Попутно с Galaxy S5 появится продолжатель смарт-часов Galaxy Gear с усовершенствованным дизайном и набором возможностей».
Каким именно окажется новый император Android-вселенной, сейчас сказать затруднительно. Множество слухов роится вокруг таких вещей, как цельнометаллический корпус, 5,25-дюймовый 2K-экран 2560×1440, 64-разрядный восьмиядерный процессор, 3 или 4 Гбайт оперативной памяти, 13- или 16-мегапиксельная камера с оптической стабилизацией изображения и 4K-видеосъемкой, сканеры отпечатков пальцев и радужной оболочки глаза, стерео- или квадрофонические динамики, батарея большой емкости с функцией быстрой зарядки...
Всё это, конечно, на бумаге видится изумительным, но долгие годы работы производителей на рынке показывают, что, во-первых, коммерциализация технологий совсем не поспевает за их придумыванием, и, во-вторых, вендорам вовсе не на руку выпускать один-единственный смартфон, по-максимуму напичканный оборудованием, — выгоднее заниматься постепенным выводом новаций в люди, неспешно обновляя модельный ряд. Так что ожидания от Galaxy S5 следует умерить на порядок, а то и два.
Тем временем Samsung занимается разработкой Galaxy Note 4 с экраном, распространяющимся и на края корпуса. Готовятся также смарт-очки Galaxy Glass.
Прочие страдания
Samsung, занятая сложной технологической войной с Taiwan Semiconductor Manufacturing Company и Intel, запланировала на нынешний год обильные траты: капитальные расходы будут соответствовать рекордным в 2013-м 23,8 трлн вон (22 млрд долларам). Важной целью является переход на 20-нм технологический процесс, изделия на фундаменте которого поступят в серийное производство в 2015-м.
Уменьшение проектных норм выпуска полупроводников определяет снижение их энергопотребления.
Инженерное мастерство Samsung уступает Intel, которая уже вышла на крупномасштабное производство на 14-нм проектных нормах, и TSMC, которая делает это в 20-нм рамках. Можно было бы сказать, что корейцы отстали от конкурентов соответственно на пару лет и один год, но огромные инвестиции, почти вдвое превышающие вливания Intel и TSMC, позволят устранить разрыв в течение ближайших нескольких лет.
В четвертом квартале подразделение решений для устройств столкнулось с небольшим падением прибыли по отношению к третьему кварталу, причем на фоне роста дохода от реализации однокристальных систем и модулей оперативной и флеш-памяти. Связано это в том числе из-за восстановления работоспособности SK Hynix, главная фабрика которой ранее пострадала от пожара.
Подразделение дисплеев отрапортовало о проблемах. Да, продажи телевизоров Samsung выросли, но поставки дисплеев как компонентов для прочих изделий, от смартфонов и планшетов до телевизоров и мониторов, упали на 20% в доходах и на 89% в прибыли, если ориентироваться на показатели в третьем квартале. Продажи дорогостоящих OLED-экранов потеряли немного, а вот спрос на ЖК-дисплеи, основного товара этого подразделения, упал достаточно серьезно. Причина заключена в перепроизводстве.
Samsung предполагает, что все ее департаменты останутся прибыльными, но первый квартал 2014 года будет непростым. Всё изменится во втором квартале, когда откроется торговля Galaxy S5 и Galaxy Gear 2.
© СОТОВИК