Apple: куда потратить миллиарды

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

Как верно распорядиться двумя сотнями миллиардов долларов?

С приближением конца 2012 года рыночная стоимость Apple, производителя iPhone, iPad, iPod и Mac, стремительно подошла к 500 млрд долларам. Но даже эта огромная сумма не так велика, учитывая, что Купертино предлагает самые популярные и желанные во всем мире смартфоны, планшеты, медиапроигрыватели и компьютеры. В любом случае трудно переоценить вклад компании Стива Джобса в развитие электронной вселенной. Но нас интересует тот денежный дождь, который льется на компанию, уже собравшую 130 млрд долларов наличности и их высоколиквидных эквивалентов, притом что этот объем должен добраться до 200 млрд долларов в наступающем 2013 году.

Стоимость Microsoft и Google чуть превышает 200 млрд долларов у каждой. Другими словами, вскоре в руках Apple соберется свободных денег столько, сколько стоят искомые ИТ-гиганты. Рождается резонный вопрос, каким же образом следует распорядиться столь значимым капиталом?

Попробуем предположить грядущие события, опираясь на размышления, что вложения должны в обязательно порядке оказаться полезными для Apple.

Под предводительством Тима Кука были организованы ежеквартальные выплаты дивидендов  в размере 2,65 долларов на акцию. Кроме того, существует программа обратного выкупа ценных бумаг в течение трех лет на сумму 10 млрд долларов. В целом эти траты мизерные, да и никаким боком к новациям отношения не имеют.

Опять же Apple вполне способна разориться на поощрения  для своих сотрудников: допустим, 5 млрд долларов бонусов для занятых в рознице и столько же для всех остальных служащих — всего 10 млрд долларов. Отняв искомую сумму от предполагаемых 200 млрд долларов, на руках останется 190 млрд.

Итак, Apple может купить конгломерат Bloomberg, объединяющий печатные и телевизионные средства массовой информации, базы данных, финансовые инструменты и алгоритмы. Если приобретение «Блумберг» состоится, контентная экосистема Купертино, уже самая лучшая в мире, обогатится ценнейшим цифровым активом — важной финансовой информацией. Значит, каждый банкир, финансовый аналитик, биржевой маклер и любой другой, тесно связанный с игрой на рынке, захочет заиметь iPad и iPhone — ну а Apple упрочит положение в корпоративном секторе. Некогда смиренный Mac станет ключевым компьютером для миллионов в финансовой и медийной индустриях, ныне привязанных к унаследованным системам. Стоимость сделки лежит в пределах 30 млрд долларов, оставляя 160 млрд в копилке Apple.

Лакомым кусочком выглядит Twitter. Эта социальная сеть микроблогов охватывает свыше 100 млн активных пользователей из 500-млн базы подписчиков. «Твиттер» — одно из немногих интернет-предприятий с работающей мобильной моделью бизнеса, причем его службы оптимизированы для iPhone и iPad. Теперь представьте, что каждое действие, к примеру, в медиакомбайне iTunes и смартфоне iPhone будет автоматически находить отражение в «Твиттере». Подобное однозначно увеличило бы ценность Apple-экосистемы. Более того, у «Твиттера» есть все предпосылки стать службой, которой будут пользоваться миллионы телезрители: мы охотно сообщаем всему миру, что сейчас смотрим, — особенно актуально это для увлеченных спортивными мероприятиями. «Твиттер» по силам переродиться в настоящий сервис «второго экрана». Заполучив столь важный актив, «яблочная» корпорация будет продавать еще больше iPhone и iPad, ТВ-приставок Apple TV, и, наконец, потребители охотнее раскроют кошельки на покупку грядущего Apple-телевизора. Цена социальной сети составляет где-то 15 млрд долларов — осталось 145 млрд.

Если Apple обратит алчный взор на Nokia, мобильная платформа Microsoft Windows Phone будет разрушена одним махом. Объединенный портфель интеллектуальной собственности Купертино и Эспоо, подкрепленный зарегистрированными патентами и поданными заявками, окажется самым мощным в мобильной отрасли. Apple дополнит команду сотрудников первоклассными специалистами в области промышленного дизайна и мобильной оптики. Корпорация получит одно из лучших решений картографии и навигации. Пусть стоимость Nokia равна 25 млрд долларов, тогда в закромах будут пылиться 120 млрд.

Неизвестно, является ли это законным, учитывая финансовое регулирование публичных компаний в США, но Apple могла бы создать фонд, служащий целям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Да, компания Стива Джобса находится на гребне новаций, но, что удивительно, на НИОКР она выделяет всего лишь 3,5 млрд долларов ежегодно. Сценарий должен быть таким: Apple формирует фонд с 50 млрд долларами, которые, будучи правильно вложенными, каждый год приносят 10% дохода, или 5 млрд прибыли, — и эта сумма поступает в распоряжение НИОКР-команды. Ну а в карманах тем временем болтаются 70 млрд.

Apple старательно расширяет сеть розничных магазинов, число которых, разбросанных по миру, уже превышает три сотни. Экосистема медиаконтента iTunes и мобильных приложений App Store развернута в сотне с гаком стран. Свыше 400 млн пользователей, совершая покупки, доверяют Apple свои банковские карточки. Если «яблочный» телевизор и правда появится, ему позарез нужна мощная подпитка, которая гарантировала бы успех. И такой штучкой является Disney. Компания «Уолт Дисней», крупнейший в мире медийный конгломерат, владеет массой активов вроде New Line Cinema, HBO, TBS, Warner Bros., CNN, Cartoon Network, Pixar, ESPN, ABC, Lucasfilm и пр. В ее руках собраны кинематографические и мультипликационные студии, телевизионные каналы общего, спортивного и детского назначений, лейблы звукозаписи, книгоиздательства, парки развлечений и курорты, розничная торговля. Вообразите, что всё это богатство органично вплетется в маркетинг Apple. Однако стоимость «Диснея» составляет 90 млрд долларов — что ж, придется отказаться от покупки Nokia.

А что думаете вы? Как именно должна Apple распорядиться нажитым капиталом?


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх