Битва смартфонов: оставляя 2012 год

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

Дюжина самых значимых событий, которые произошли в нынешнем году на арене коммуникаторов.

Уходящий 2012 год отметился массой интересных и примечательных событий и фактов. Попробуем, проведя ретроспективу, расставить их в порядке от наименее значимых до самых важных, которые окажут определенное воздействие на бурно развивающуюся мобильную отрасль в наступающем 2013 году.

№ 12. Провал Windows Phone. Еще несколько лет назад Windows Mobile была одной из ведущих смартфонных платформ в мире, и многие эксперты полагали, что Microsoft будет доминировать на мобильном рынке точно так же, как она лидирует на настольных компьютерах. Но закат 2012 года соврать не даст: компании Билла Гейтса с помпой поданную в феврале 2011 года «мобильную революцию» провернуть не удалось. Если сейчас легко насчитать 1,25 млрд персональных компьютеров, работающих под началом Windows, то рыночная доля Windows Phone лежит ниже 5-процентной границы. Редмонду не помогли ни многомиллиардные вливания на разработку и маркетинг, ни сила бренда Nokia. Даже такие давние партнеры по Windows-бизнесу, как Dell и HP, отвернулись от смартфонов. Потребители сделали выбор в пользу Android и iPhone.

№ 11. Веб-приложения не случились. Facebook, один из самых, пожалуй, успешных проектов десятилетия, потратила кучу времени, сил и средств на разработку мобильной платформы, опирающейся на веб-стандарты. Да, веб-приложения подразумевают кросс-платформенность: достаточно один раз подготовить код, чтобы его исполнение не зависело от особенностей операционного окружения устройств, выдавая одинаковые результаты на Android, iOS, Windows Phone, Mac и Windows. Но по итогам двух лет труда выяснилось, что HTML5-разработка ограничена по ряду параметров: нет инструментов отслеживания проблем с памятью, невозможно обеспечить плавную и быструю навигацию пользовательских интерфейсов, нет доступа к должным функциям видеографического ускорения, сенсорное управление не оптимизировано, нет плавной анимации, кеш-технологии несовершенны. Facebook публично призналась в провале, сообщив, что далее будет заниматься исключительно приложениями в собственном коде.

Впрочем, в стезе веб-приложений не всё потеряно: грядет целый сонм мобильных операционных систем, исповедующих эту концепцию, — Firefox OS, Open webOS, Tizen и Sailfish.

№ 10. BlackBerry-устройства уходят в прошлое. Буквально еженедельно появляются новости, что то или иное правительственное учреждение либо крупная корпорация отказывается от BlackBerry-коммуникаторов, заменяя их на Android-смартфоны или iPhone. Здесь неплохо выразилась Марисса Майер, глава Yahoo!: «Мы активно перемещаем компанию с рельс BlackBerry на смартфоны, ведь одна из действительно важных вещей для стратегии Yahoo! заключена в продвижении на мобильной арене».

Рыночное присутствие когда-то вездесущей Research In Motion опустилось до жалких 5%. Канадский производитель пошел ва-банк, готовясь запустить BlackBerry 10, универсальную для смартфонов и планшетов платформу нового поколения. Однако новинка появится только в конце января 2013 года, и, как многие полагают, не принесет особых новаций, которыми пользователи Android и iPhone наслаждаются, пожалуй, с 2011 года.

№ 9. iPhone 5. Apple разродилась в этом году шестым поколением iPhone, причем сделала это умно: невзирая на чуть прибавившую диагональ экрана, совместимость со всем обилием приложений сохранилась. iPhone 5 стал самым де-факто популярным смартфоном. Он ответственен за многомиллиардные прибыли компании Стива Джобса, ему стараются подражать, его либо истово любят, либо категорически ненавидят. Конечно, он не настолько технически подкован как Samsung Galaxy S III или Nokia Lumia 920, но свой культовый статус еще не растерял. Опять же велика сила так называемого эффекта ореола, когда человек, купивший MacBook, а затем iPad, уже не сможет отказаться от приобретения iPhone — и наоборот.

№ 8. Один миллиард с гаком. Можно смело утверждать, что размер, охват и воздействие смартфонов на людей попросту неприлично. Конец 2012 года отметился более чем одним миллиардом коммуникаторов, находящихся в активном пользовании. И это число стремительно растет: главным образом за счет Android-экосистемы. Количество смартфонов уже превысило число компьютеров на базе Windows. Налицо стремление к миниатюризации: когда-то была эпоха мейнфреймов, за ней пришли мини-компьютеры, далее мир заполонили персональные компьютеры, а сейчас власть захватили смартфоны. Что дальше?

№ 7. Проблемы мобильной рекламы. Когда в последний раз вы слышали упоминание о рекламной платформе Apple iAd? К счастью для Купертино, деньги она извлекает из торговли оборудованием. Не столь удачны Google, Facebook, Twitter и прочие, надеющиеся, что мы будем нажимать на рекламные баннеры на относительно скромных в размерах экранах смартфонов.

Вот почему Google уходит от прямого раскрытия показателей фактических доходов и прибылей, генерируемых Android. Должно быть, бизнес рекламы на смартфонах невероятно слаб. Да и вообще, он всегда будет в падении, ведь реклама в данном случае подразумевает совсем иную модель, нежели привычные баннеры на мониторах компьютеров. Кажется, жизнеспособный заработок придет от сочетания привязанных к географическому местоположению купонов, баллов за регистрацию в месте присутствия, наград от проектов типа Passbook на iPhone, распространенности штрихкодов, активных информационных слоев на мобильных картах и т. п. Но подходы типа баннеров или текстовых ссылок канули в прошлое.

№ 6. Android, но без Google. За очень короткое время Android удалось взобраться на верхушку рейтинга самых популярных смартфонных платформ, пустив корни и основательно там закрепившись. В Китае, на крупнейшем в мире рынке сбыта, Android точно так же захватила доминирующие позиции. Правда, здесь «зеленый робот» никак не связан с Google. Почти все местные производители выпускают мобильные Android-устройства, лишенные блока фирменных Google-служб: поиска, карт и навигации, почты, календаря и пр. Да, искомые сервисы бесплатны, но их задача для интернет-гиганта состоит в сборе персональных данных и доставке рекламы. Подобная стратегия в Китае провалилась, поэтому Маунтин-Вью однозначно что-то предпримет, желая вернуть недополученную прибыль.

№ 5. Полтинник. Когда-то предполагалось, что входной порог для примыкания к миру смартфонов опустится до 200 долларов, — так и случилось: спасибо распространенности Google Android и невероятному удешевлению производства. Затем мы получили в руки 100-долларовые смартфоны. Сейчас мы очень близко подобрались к 50-долларовым Android-девайсам. Как такое возможно? Не спрашивайте, просто наслаждайтесь. Вычислительная мощь, прежде доступная совсем немногим в круге избранных, ныне распространилась по всему свету, от Америки до Зимбабве.

№ 4. Больше — лучше. Непрестанное стремление к уменьшению размеров электронных устройств словно развернулось с точностью до наоборот. Моду набрали большие по размерам аппараты, сочетающие характеристики смартфонов и планшетов, но, понятное дело, проигрывающие с позиций удобства эксплуатации. Неожиданно приличные продажи Samsung Galaxy Note и затем Note II определили вектор прочих вендоров в направлении 5-дюймовых изделий: HTC выпустила Droid DNA, появились Oppo Find 5, Sharp Aquos SH903W и ZTE Nubia Z5, готовятся Samsung Galaxy S IV, LG Optimus G2, Sony Xperia Z, ZTE Grand S, Huawei Ascend D2, а также коммуникаторы авторства Pantech и Motorola.

№ 3. Картографические войны. Многое было сказано о том, как Apple отказалась от Google Maps на iPhone и как Apple полностью испоганила собственное картографическое и навигационное решение. Но содеянного не исправить. В любом случае ни Купертино, ни Маунтин-Вью не проиграли, оставшись при своих лояльных пользователях. То, что мы должны вынести из этой коллизии, просто и понятно: успех в смартфонном сражении определен помощью со стороны даже прямых конкурентов. Ясным также стало то, что Apple на годы отстала от Google в технологиях картографии и прочих облачных служб, и, возможно, никогда не сможет нагнать интернет-корпорацию.

№ 2. Приятности. Несмотря на внушительное лидерство, по-прежнему открытым остается вопрос, что именно Android-пользователи делают на своих смартфонах. Веб-серфинг, приложения, фотосъемка, социальное взаимодействие — эта и прочая многочисленная в своих формах статистика доказывает, что владельцы iPhone в разы сильнее удовлетворены от «яблочного» телефона. Чем это обусловлено, никто не знает, но задуматься стоит.

№ 1. Samsung против Apple. Когда рождаются предсказания, будто Samsung в конечном итоге купит Android у Google, поднимается шквал негодования. А ведь факты налицо. Samsung — единственная компания, извлекающая настоящие деньги из бизнеса Android. Samsung — ведущий производитель смартфонов, причем работающий с многомиллиардными прибылями, проистекающими опять же от Android. Samsung больше всех расширила портфель Android-устройств. В 2012 году фокус с «Apple против Android» переместился на «Apple против Samsung», и это отражает настоящее положение дел, когда смартфонным миром заправляют фактически два игрока.

 

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх