MIX 2010: Что наша жизнь — Игра?

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Одним из главных событий минувшей недели стала конференция MIX, на которой стали известны новые подробности о Windows Phone 7 Series. Правда в том, что новые сведения, по большому счету, не позволяют заглянуть вперед в будущее. И все же повод для разговора о перспективах есть — это некоторые шаги Microsoft, которые отражают сложившиеся закономерности на рынке ПО.

На минувшей неделе многие ожидали получить информацию, которая позволила бы, ни больше ни меньше, вынести приговор новой мобильной операционной системе Microsoft. Ведь на протяжении трех дней в Лас-Вегасе проходила конференция для разработчиков, на которой много внимания уделили Windows Phone 7.

 

 


Что из этого вышло, удалось ли интересующимся новой операционкой, в числе которых не только пользователи, но и и журналисты и эксперты, разложить все по полочкам и сделать предварительные прогнозы относительно перспектив новой "оси"? По горячим следам, очень многие сразу поставили крест на начинании Microsoft, указывая на отсутствие "копипаста" и полноценной многозадачности.

 

 


Люди с "функцией самоконтроля" не были столь категоричны и обозначили свое отношение более сдержанно, хотя и самонадеянно, поставив успешность аппаратов на WP7 под сомнение. Ну а самые трезвомыслящие пользователи и специалисты предпочли повременить с оценками: ведь пока шлифовка новой системы не закончена, да и выносить приговор без аппарата в руках просто несерьезно.

Отчасти поэтому новости, поступающие на ленты с конференции, между нами говоря, были по-настоящему интересны лишь специалистам, которые так или иначе задействованы в индустрии ПО. Ну а для широкой аудитории пользователей даже новости, расцвеченные предельно откровенными и адаптированными комментариями специалистов, сейчас едва ли актуальны: очень уж далеко до выхода первого коммерческого коммуникатора. Именно по этой причине сегодня подробного и не очень обзора новостей про мобильную "семерку" с Microsoft MIX не будет. А что же тогда — спросят наши читатели и слушатели. Для чего затеян этот разговор о MIX'е? Повод для разговора все же есть — некоторые шаги, которые предпринимает сейчас Microsoft в работе над своей мобильной операционкой, отражают сложившиеся закономерности на рынке ПО.

И вся "середина" материала будет крутиться как раз вокруг вопроса о необходимой составляющей "строительства" новой мобильной операционки, формирующей успех у конечных потребителей. Прежде чем обратиться непосредственно к информации с MIX, которая указывает на этот аспект, проведем параллель с настольными системами в разрезе Linux vs Microsoft Windows.

Как вы думаете, почему Linux-дистрибутивы, несмотря на все свои плюсы и довольно продолжительное присутствие на рынке, до сих пор не могут на равных "состязаться" с Microsoft Windows за потребителя? Казалось бы, напрашивается очевидное: работа под Linux требует навыков или желания их приобрести, а еще с первых часов работы человек, для которого работа в "линухе" из разряда "первый раз в первый класс", будет вынужден осваиваться и настраивать имеющиеся встроенные программы под себя, а также искать аналоги приложений, к которым он привык, работая в Microsoft Windows. Это верно, но дело не только в этом: есть вещи, "побороть" которые в бесплатных Linux-сборках пользователю в одиночку сложно.

Скажем, на компьютере автора этого материала сейчас установлен openSUSE. Если точнее: версия ядра Linux 2.6.31.12-0.1-default i686, система openSUSE 11.2 (i586), KDE 4.3.5 (KDE 4.3.5) "release 0". Так вот, нередко при желании послушать в "Огненной лисе" ту или иную радиостанцию в потоковом режиме требуется установить плагин: автоматически это сделать не получается, зато предлагается вариант выбрать плагин вручную. И тут главное сообразить — какой именно :) То же самое можно сказать и про видео — большая часть роликов на новостных сайтах, открытых в "лисе", не отображается... Или еще одна не слишком приятная вещь — "виндовые" шрифты в FireFox не будут отображаться на мониторе в "линухе" абсолютно идентично тому, как они отображаются на экране монитора, когда вы работаете в "лисе" из-под "винды". Ситуация со шрифтами — это цена "халявы": надо понимать, что продукты тех же компаний Microsoft и Apple, в разработку которых вкладываются большие средства, в этом отношении всегда будут иметь преимущество над бесплатными Linux-дистрибутивами. Впрочем, выход есть: если не устраивают шрифты в FireFox, можно попробовать "изменить" этому браузеру и перейти на какие-нибудь другие, благо недостатка в работаюших браузерах под Linux нет.

При каких условиях status quo может измениться, и Linux и Windows смогут достичь некоего паритета? Сказать однозначно сложно. Во всяком случае, пока сложно. Впрочем, существуют ведь не только бесплатные сборки "линуха", но и коммерческие. В этом случае пользователь, покупая такой "дистр", избавляется от головной боли с настройками и приближается по уровню комфорта к тем, кто приобретает Microsoft Windows. Между прочим, цена вопроса коммерческого Linux-дистрибутива меньше даже самого дешевого варианта "семерки" (Starter). Впрочем, Starter — не тот пример: как известно, это вариант "семерки" без "рюшей", а современная операционная система просто обязана быть красивой (другой вопрос, что "красивости" далеко не всем нужны, ну так их можно и отключить!). Именно поэтому главным критерием при выборе коммерческого Linux-дистрибутива для нас стал его интерфейс, и сейчас мы подтвердим справедливость вышесказанного на реальном примере, рассмотрев один из известных коммерческих дистрибутивов.

Итак, после недолгих размышлений мы остановились на "Мандриве", а точнее Mandriva 2009.1 Spring Powerpack. Цена вопроса 1300 рублей. Что мы получаем за эти деньги? Во-первых, техподдержку в течении 6 месяцев. Во-вторых, стоит сказать, что этот дистрибутив одинаково хорош и для тех, кто мигрирует на Linux впервые, и для тех, кто относит себя к опытным пользователям. Подходит он не только для дома, но и для офиса, поскольку в дистрибутив входит программный продукт, обеспечивающий совместимость с такими приложениями, как, например, 1С, Гарант и Консультант. Проблем с работой с документами также не возникнет — уже встроен пакет OpenOffice.org 3.0.1, поддерживающий "вордовские" форматы. Немаловажно и наличие браузеров Mozilla Firefox 3.0.8, Opera 9.64, почтового клиента Mozilla Thunderbird, мессенджера Kopete и Skype 2.0.0.72. Версия этого дистрибутива также подойдет и для нетбуков (проведена дополнительная оптимизация). Важно и то, что не придется думать об установке эмулятора и виртуальной машины: они там уже есть. А ведь без них — как без рук. Для чего они могут понадобиться — поговорим ниже, когда начнем разговор о важнейшей составляющей любой операционной системы. Разумеется, это далеко не полный список возможностей рассматриваемого дистрибутива и при желании, можно перейти по этой ссылке  и ознакомиться более подробно с информацией о Mandriva 2009.1 Spring Powerpack. Ну а визуальное представление об интерфейсе (по выбору KDE 4.2.2 или GNOME 2.26.) дает скриншот рабочего стола со средой KDE:

 

 


Для преодоления ситуации с отставанием "линуха", необходимо решить "игровой вопрос". Ведь что сейчас происходит — под Linux нет большего количества игр (не имеем ввиду казуальные). Напротив, для Windows игрушек выходит очень много. В результате все довольны: разработчики пишут игры и получают за это деньги, пользователи эти игры покупают и, соответственно, голосуют за Windows, делая выбор в пользу XP, Vista или Windows 7, а не того или иного дистрибутива Linux. Нет, конечно, играть можно и из-под Linux. Вот только для этого потребуется, как минимум, эмулятор или, как максимум, виртуальная машина. И если в коммерческих дистрибутивах "линуха" эти две программы присутствуют, то в бесплатных — не всегда. Это означает, что пользователь должен сам позаботиться об этом. А в случае, когда поиграть с помощью эмулятора невозможно (не все игры корректно играются в эмуляторах), придется озаботиться поиском виртуальной машины (да, можно сэкономить и разжиться бесплатной). Помимо виртуальной машины потребуются еще и "винды". Согласитесь, лишь самых любознательных и неленивых пользователей не испугает двойная работа и двойная цена... Не стоит забывать и еще об одном варианте — Windows можно поставить второй системой, и загружаться в нее, когда хочется поиграть. Между прочим, если говорить об играх, то маководы находятся в примерно таком же положении, что и линуксоиды, за исключением того, что "винды" в маке загружаются из-под Boot Camp.

Возвращаясь к Linux, отметим, что сегодняшняя ситуация на рынке представляет собой замкнутый круг: непопулярность "линуха" среди пользователей во многом обусловлена отсутствием игр под Linux, а игр, в свою очередь, нет из-за невостребованности и непопулярности у пользователей Linux-дистрибутивов...

Таким образом, игры и развлекательный контент являются главными составляющими современных операционных систем, которые способны успешно конкурировать на рынке. Показателен пример Apple, которая осенью прошлого года заработала на приложениях для "айфона" более сорока миллионов долларов, а самыми популярными, как нетрудно догадаться, стали именно игровые и развлекательные программы. Опыт "старших товарищей" постепенно перенимают все крупнейшие игроки рынка, открывая свои магазины приложений. На этот инструмент возлагает большие надежды и Microsoft. Впрочем, одного Marketplace для этого недостаточно — это хорошо понимают в компании.

 

 


Необходимо и другое — обеспечить разработчиков необходимым и эффективным инструментарием. В первый день работы конференции MIX10 Скот Гатри, вице-президент .NET Developer Platform и Джо Белфьёр, вице-президент, и директор направления Windows Phone Program Management, поведали разработчикам, как с помощью технологий Silverlight и XNA Framework можно создавать мобильные приложения и 3D-игры — от казуальных до трехмерных. Важно то, что Windows Phone 7 Series сочетает поддержку ключевых возможностей Silverlight для создания медиа- и интерактивных интернет-приложений (RIA) и XNA Framework-платформы, на основе которой можно разрабатывать игры не только для ПК и Xbox360, но и для мобильного телефона.

 

 


На конференции были продемонстрированы возможности создания приложений для Windows Phone 7 Series на Silverlight. Таким образом, одна и та же платформа и одни и те же знания могут быть использованы для создания всего спектра интерактивных приложений для конечных пользователей. Также была анонсирована доступность комплексной поддержки Silverlight через средства разработки Windows Phone. Эти инструменты предлагаются в составе единого бесплатного и легко устанавливаемого пакета, включающего:Microsoft Visual Studio 2010 Express для Windows Phone, встроенный инструмент Windows Phone 7 Series для работы с Visual Studio 2010 RC, XNA Game Studio 4.0 и Windows Phone 7 Series Emulator для тестирования приложений и технологическое превью Expression Blend для Windows Phone. Стоит сказать еще несколько слов о бета-версии Expression Blend 4, которая также была представлена на MIX'е. Этот инструмент позволяет разрабатывать яркие красивые приложения. Такие функции, как Path Layout, не требуют написания кода. Expression Blend 4 Beta также поддерживает Silverlight 4, .NET Framework 4 and Visual Studio 2010.

Резюмируя данные "игровые" инициативы Microsoft, можно сказать, что бесплатность, доступность, удобство, а также простота предложенного инструментария должны воодушевить разработчиков. Привлечь разработчиков программ должна и финансовая сторона вопроса — годовая "абонентка" в телефонном Marketplace составит 99 долларов. Ну а процент распределения прибыли — такой же как в App Store: 70 процентов разработчику и 30 процентов — продавцу. В целом же, выражаясь по-спортивному, такое мощное "игровое" начало компании Microsoft можно расценить как плюс старт.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх