Юрий Домбровский, Ассоциация-800: "К Изосимову и Меламеду также могут прийти"

   Автор статьи: Антон Бурсак

Региональные сотовые операторы пока не сдают позиции "большой тройке", несмотря на недостаток средств на развитие, рейдерские атаки и проблемы с регуляторами. Президент Ассоциации-800 Юрий Домбровский рассказал корреспонденту РБК daily Антону Бурсаку, почему небольшие сотовые операторы вызывают раздражение у своих более мощных конкурентов, сколько на самом деле стоит установить одну базовую станцию, за что хотят посадить главу СМАРТС Геннадия Кирюшина и кто может оказаться следующим.

— Вице-президент "ВымпелКома" Прянишников недавно полушутя сказал, что был бы рад, если бы кто-то из конкурентов компании купил кого-то из независимых операторов, которые в известной степени мешают "большой тройке" из-за своего агрессивного ценообразования. Как много осталось в регионах независимых сотовых компаний и есть ли у них возможности для роста с учетом сильной конкуренции со стороны "большой тройки"?

— В российских регионах осталось немного независимых сотовых операторов. При этом некоторых из них никак нельзя назвать небольшими: уральский "Мотив", дальневосточная НТК, "Байкалвестком" имеют более чем по миллиону абонентов и лидируют в своих регионах. Значительную долю рынка в своих регионах имеют Tele2 и Нижегородская сотовая связь. Суммарная доля рынка региональных операторов, не входящих в "большую тройку", стабильна и составляет 15% всего российского рынка. Понимаю обеспокоенность г-на Прянишникова: регионалы не только "отгрызают" заметную долю рынка, но и заставляют "большую тройку" существенно снижать тарифы. Вот простой пример: на тех же тарифных планах МТС фактическая цена минуты в Петербурге в полтора раза ниже, чем в Москве, а в Екатеринбурге на 40% ниже, чем в Новосибирске. Разгадка проста: в Москве и Новосибирске пока лишь по три оператора GSM, а в Питере и Екатеринбурге активно работают регионалы. Недавние конкурсы лицензий GSM дали регионалам дополнительные территории. Возможности для роста их GSM-сетей несильно отличаются от таковых для региональных "дочек" "большой тройки". Преимуществом же является более точный учет местных условий, большая скорость реакции на изменения рынка. Поэтому возможности роста у них есть, даже с учетом сильной конкуренции, но только если эта конкуренция будет добросовестной. Привлекательность же любых активов зависит в немалой степени от их цены. Сделки на региональных рынках возможны, но, как всегда, любая достоверная информация появляется после их совершения.

- Как изменится ситуация на рынке, если МРК продадут свои сотовые активы, реален ли сценарий, при котором кто-то из крупных холдингов соберет на их базе нового оператора федерального масштаба?

— Такой сценарий возможен, но о его реальности лучше спрашивать у участников такой сделки, если она будет задумана и состоится. В любом случае отсутствие у такого конгломерата столичных лицензий будет его серьезным конкурентным недостатком. Думаю, надо говорить об укрупненных региональных операторах, а не о новом федеральном.

— В основе конкурсов на региональные GSM-частоты, которые проводила Россвязь, лежала идея Ассоциации-800 обеспечения частотами региональных операторов, у которых истекают лицензии на другие виды беспроводной связи. Почему тогда в итоге в большинстве конкурсов победили не старожилы местных рынков связи, а "Сумма Телеком" "Скай Линк" и Tele2?

— Все три компании победили в полном соответствии с условиями конкурсов — за этим внимательно следили все участники рынка. При этом и компании группы "Скай Линк", и компании группы Tele2 являются как раз старожилами рынка, работая на нем с начала 90-х. Одним из важных условий победы Tele2 и других региональных компаний, например "Кодотел" (Воронеж), было то, что эти компании в соответствии с дополнительными условиями, выработанными конкурсной комиссией, взяли на себя обязательства досрочно освободить диапазон частот 800 МГц, который нужен для развития цифрового телерадиовещания. Концепцию цифровизации телерадиовещания недавно утвердила правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева.

- Стоит ли пересматривать итоги первых конкурсов, которые проводились еще по старым правилам?

— Надо оставить победителей конкурсов в покое, дать этим компаниям возможность поскорее разворачивать сети GSM, ведь сам этот стандарт устаревает. Новая затяжка очень серьезно повредила бы инвестиционному климату России, интересам абонентов в регионах России.

— Что вы думаете по поводу нескольких исков к Россвязьохранкультуре, которые сейчас находятся на разных стадиях рассмотрения?

— Идет война интересов, отстаивание чести мундира, зон контроля. Со стороны это выглядит не очень красиво.

— Как вы считаете, что можно сделать, чтобы таких конфликтов не возникало в будущем?

— Прежде всего для развития рынка нужна прозрачная законодательная база, обеспечивающая справедливую конкуренцию. Защита интересов государства, потребителей, небольших игроков рынка должна содержаться там в виде нормативных требований. Госполитика должна состоять в обеспечении соблюдения установленных правил и требований, в антимонопольной защите, в снижении и устранении административных барьеров.

Простой пример. В большинстве развитых стран есть очень подробные технические требования к базовой станции: ее расположение, меры безопасности, интенсивность излучения и пр. Сотовые компании ознакомлены с этими правилами и, когда получают лицензию, автоматически с ними соглашаются. Существуют органы, которые могут выборочно проверить несколько базовых станций: если будут найдены серьезные нарушения, компании грозят солидные санкции, вплоть до отзыва лицензии, за которую были заплачены сотни миллионов долларов. У нас каждая станция принимается отдельно примерно десятком ведомств, которые выносят решение для каждой станции. Из-за этого дополнительные расходы оператора могут достигать 100 тыс. долл. за одну станцию, это очень мощный источник коррупционных доходов, именно поэтому так сложно добиться изменения ситуации.

Очень сложна процедура изменения частоты базовой станции или подключения новой частоты вещания — это может занять до года. Поэтому общепринятая практика, когда станции работают без всех необходимых согласований. Вопрос только в том, что, когда это нужно, об этой ситуации можно вспомнить, как, например, случилось с Геннадием Кирюшиным (сейчас против владельца СМАРТС возбуждено уголовное дело по статье "незаконное предпринимательство", в частности, ему вменяется в вину "незаконное использование базовых станций". — РБК daily). Чисто теоретически также могут прийти к Александру Изосимову или Леониду Меламеду, да и к любому руководителю сотовой компании.

— Но понятно же, что это практически нереально...

— Ну да, за "большой тройкой" стоят структуры с мощными финансовыми и административными ресурсами, к тому же у них есть и зарубежные акционеры, так что любая подобная акция закончится международным скандалом. В какой-то мере неприкосновенность в этом вопросе является их конкурентным преимуществом, хотя я уверен, что они тоже хотели бы изменить ситуацию.

— Насколько сильно сейчас отличаются рыночные условия, в которых работают региональные игроки и федералы, в области цен на аренду каналов, пропуска трафика, роуминга и межоператорских расчетов? По вашему мнению, имеет ли смысл менять текущую нормативную базу и регулировать межоператорские отношения так, чтобы все игроки были поставлены приблизительно в одни условия?

— Во всех странах чисто рыночные механизмы регулирования всегда корректируются антимонопольным законодательством. И закон "О связи", и новый закон "О защите конкуренции" дают достаточно возможностей для существования нормального конкурентного рынка. Среди названных вами сторон межоператорского взаимодействия региональных операторов волнует дискриминация при роуминге и фактический запрет на деятельность MVNO.

— Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, выдавая лицензии на 3G "большой тройке", сказал, что не исключает выдачи еще одной или двух лицензий. По вашему мнению, это оправданный шаг и кто мог бы претендовать на эти лицензии?

— Это будет очень правильный шаг. Имеющийся радиочастотный спектр должен работать. Такую лицензию можно было бы выдать, например, объединению, консорциуму операторов, заключивших соглашения о партнерстве в ходе создания на территории Российской Федерации сети связи третьего поколения и оказания услуг по этой сети, в том числе в качестве операторов виртуальных сетей. Возможны и иные пути сотрудничества операторов, не входящих в "большую тройку".

— В недавней истории с платежными автоматами, по словам регулятора, больше всех пострадали бы региональные операторы и их абоненты, сейчас проблема решена? Можно ли говорить, что вопрос закрыт?

— Под угрозой сворачивания бизнеса оказались прежде всего небольшие компании или даже индивидуальные предприниматели — владельцы единичных платежных терминалов, чаще всего в небольших населенных пунктах. В Москве у абонентов есть сотни способов моментальной оплаты, но в отдаленных регионах агентский терминал часто единственный способ. Это очень беспокоит региональных операторов. Также у участников рынка появились обоснованные сомнения в сохранении моментальности проведения платежей при появлении в их цепочке банка-посредника. Ассоциация предоставила аналитические документы, в которых доказывается, что деятельность платежных терминалов не попадает под регулирование закона "О банках и банковской деятельности" просто потому, что не является банковской. К сожалению, этот вопрос еще не закрыт окончательно. Достигнута лишь устная договоренность заинтересованных сторон, что до принятия соответствующих законодательных поправок новым составом Госдумы никаких санкций к операторам агентской сети приема платежей применяться не будет.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх