ICQ не хватает общения

   Автор статьи: Роман Рожков

Аудитория мессенджера продолжает сокращаться.

Аудитория некогда одного из самых популярных интернет-мессенджеров ICQ, купленного Mail.ru Group почти за $200 млн, продолжает падать. С июня 2010-го по декабрь 2012 года по всему миру она сократилась с 42 млн до 15,9 млн человек. Функцию общения пользователей в онлайне перетягивают на себя социальные сети и мобильные мессенджеры, указывают эксперты. В Mail.ru Group утверждают, что в оттоке аудитории ICQ виноват предыдущий владелец, вовремя не разглядевший перспективы мобильного направления.

Количество ежемесячных пользователей мессенджера ICQ с момента его покупки инвестфондом Digital Sky Technologies (DST), позже реорганизованным в Mail.ru Group, к концу 2012 года сократилось во всем мире с 42 млн до 15,9 млн человек, а в России — с 15,1 млн до 9,8 млн пользователей, следует из годового отчета Mail.ru Group за 2012 год. Только за 2012 год мировая аудитория ICQ сократилась на 41%, российская — на 37,1%. DST купил ICQ в июле 2010 года за $187,5 млн у американской AOL, последняя же приобрела ICQ (тогда — израильская компания Mirabilis) в 1998 году за $407 млн.

В Mail.ru Group считают, что во многом в значительном падении аудитории ICQ виноват предыдущий владелец, не сумевший вовремя разглядеть перспективы мобильного направления. О важности этого канала сегодня говорит и статистика: согласно данным недавнего отчета исследовательской компании Informa Telecom & Media, шесть самых популярных мобильных мессенджеров, среди которых WhatsApp, BlackBerry Messenger, Viber, Nimbuzz, iMessage, и KakaoTalk, в 2012 году в среднем обрабатывали каждый день около 19 млрд отправленных и полученных сообщений по всему миру, то время как SMS-сообщений, к примеру, отправлялось примерно 17,6 млрд. При этом исследование не учитывает чат в Facebook, который обрабатывает около 10 млрд сообщений каждые сутки.

За время управления AOL было упущено важное направление развития мобильного клиента, что привело к оттоку пользователей в основном с PC-платформы на конкурирующие мессенджеры, объясняет директор подразделения Instant Messaging (IM) Mail.ru Group Игорь Ермаков. "Дополнительно начался отток пользователей с альтернативных клиентов, которые не приносили прибыли",- перечисляет он. По его словам, получив в управление ICQ, команда IM занялась разработкой актуального клиента для современных мобильных платформ. "Мы получили стабильный рост на мобильных платформах, но, к сожалению, он пока не обгоняет темп падения популярности PC",- признает господин Ермаков. Mail.ru Group не раскрывает, сколько компании приносит IM, но выручка направления социальных сервисов, куда входят и мессенджеры, увеличилась в 2012 году на 79% — до 6,739 млрд руб.

В попытках исправить ситуацию с ICQ Mail.ru Group предпринимала различные шаги, связанные в основном с интеграцией ICQ с другим мессенджером, входящим в состав группы — "Mail.ru Агент" — и показывающим стабильную позитивную динамику прироста пользователей (с июня 2010-го его ежемесячная аудитория выросла с 15,6 млн человек до 23,2 млн). В 2011 году компания ввела серверное взаимодействие мессенджеров, позволившее добавлять пользователей ICQ в базу "Агента" и, наоборот, в 2012-м перевела оба мессенджера на собственный голосовой и видеодвижок. Кроме того, в прошлом году Mail.ru Group отказалась от показа рекламы пользователям ICQ и перенесла всю разработку в Россию. "Развитием ICQ теперь занимается команда "Агента", что позволяет сконцентрироваться на единой мобильной технологической платформе",- говорит Игорь Ермаков.

Тем не менее ситуацию переломить не удалось. Михаил Гуревич, возглавлявший компанию "Медиа Мир" (входит в холдинг РБК) с 2005 по 2012 год, называет отток аудитории ICQ логичным развитием событий. Теряют аудиторию те мессенджеры, которые, во-первых, не интегрированы в соцсети, во-вторых, не привязаны к номеру мобильного, делится он наблюдениями.

Одно дело — продвигать два сайта, другое — продвигать два мессенджера, рассуждает источник на российском интернет-рынке. "Поддерживать обе технологии даже не то что бы накладно, а просто бессмысленно",- убежден собеседник "Ъ". Впрочем, в Mail.ru Group не считают, что время "аськи" ушло. "Главным отличием нашего клиента является многофункциональность и социализация",- парирует Игорь Ермаков, напоминая, что кроме функций простого обмена сообщениями пользователям доступны SMS и голосовые вызовы, а в скором времени также и видеозвонки.


© ИД «Коммерсантъ»

Новости за день

новости за 20 мая

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх