Метро откроет двери в магазин
Пассажиры станут интернет-покупателями.
Мэрия Москвы запускает новый проект в метро: в ожидании поезда пассажиры смогут выбрать товар по рекламным изображениям, размещенным в вестибюлях станций, после чего выполнить заказ в интернете с доставкой. Пилотный проект по продаже электроники и бытовой техники в метро стартует в конце августа на станции "Выставочная". Эксперты говорят, что на всех станциях метро внедрить такую схему торговли будет сложно.
Как рассказали "Ъ" в пресс-службе департамента транспорта Москвы, в конце лета в метро на станции "Выставочная" будет открыт виртуальный магазин. Прямо в колонны на платформах будут встроены так называемые лайтбоксы — световые витрины с изображением товаров, которые можно будет купить через интернет в ожидании поезда. На стадии пилотного проекта в качестве партнера выбрана компания Media Markt, торгующая электронной техникой и бытовыми товарами (по данным агентства Infoline, в 2012 году компания заняла третье место на рынке с выручкой 41 млрд руб.). "Компания была заинтересована в пилоте и готова к реализации технически нового технологичного проекта",- пояснили выбор в департаменте транспорта Москвы, уточнив, что рассматривалось партнерство и с другими компании, однако почему сотрудничество с ними было отвергнуто, не сказали.
Станция "Выставочная" выбрана московскими властями, поскольку поезда на ней ходят с увеличенными интервалами (порядка 10 минут): это даст пассажирам больше времени на выбор товара. Световые витрины с 324 позициями будут смонтированы с трех сторон каждого из столбов. Покупку можно совершить четырьмя способами: с помощью QR-кода или технологии NFC (беспроводная связь смартфона с чипом, в который зашита информация о товаре) либо с помощью SMS. "На первом этапе оплата товара будет происходить наличными через курьера или в магазине, если вы сами приезжаете за товаром",- говорят в Media Markt.
В департаменте транспорта "Ъ" пояснили, что проект "позволит московским пассажирам быть более мобильными в покупке технологичной продукции". В ведомстве добавили, что все расходы по обеспечению инфраструктуры, необходимой для реализации проекта, несет Media Markt. В компании инвестиции не раскрывают.
Виртуальный магазин, сообщили "Ъ" в Media Markt, планируется запустить 28 августа и провести в пилотном режиме ориентировочно до октября. Затем, как объяснили в мэрии, будет принято решение о продолжении работы с привлечением новых компаний и на других станциях.
Отметим, что эксклюзивными правами на размещение рекламы на платформах станций метро обладает компания "Авто Селл", которая использует в качестве рекламного носителя стены над путями. Однако виртуальный магазин организуется без ее участия. "На "Выставочной" нет рекламных мест, по договору мы не имеем права размещать там рекламу,- заявила "Ъ" гендиректор "Авто Селл" Злата Кривонос.- Видимо, это спецпроект департамента и метрополитена". Любопытно, что весной 2013 года столичные власти объявили аукцион на 1,6 млрд руб. для привлечения рекламодателей в подземные переходы, однако он был отменен из-за отсутствия интереса со стороны компаний.
Похожие виртуальные магазины есть у южнокорейской сети супермаркетов Homeplus (совместный проект крупнейшего ритейлера Великобритании Tesco и Samsung) в метро Сеула. После запуска проекта в 2011 году Homeplus увеличила продажи в интернете на 130%.
"Определенный потенциал у этого проект есть, но есть ряд нюансов, которые могут создать сложности,- считает гендиректор компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.- Московский метрополитен очень перегружен, а ведь человек должен иметь возможность постоять, изучить товар, найти QR-код. В пиковые часы на многих станциях сделать это невозможно". Кроме того, по его мнению, данная схема торговли рассчитана не на всех потребителей. "Это будет пользоваться популярностью на "Выставочной", "Международной", "Мякинино", станциях в центре города с соответствующей аудиторией, готовой совершать покупки таким образом",- полагает он.