Платежи не дошли до "Связного"
"МегаФон" пересматривает отношения с ритейлером.
Со вчерашнего дня в сети салонов связи "Связной" приостановлен прием платежей в адрес "МегаФона". Об этом предупредил своих абонентов сам оператор, хотя ритейлер это опровергает. В июле отношения со "Связным" разорвал "Вымпелком": сначала оператор также прекратил прием платежей, а потом и продажу сим-карт.
Вчера "МегаФон" через SMS-рассылку сообщил абонентам, что с 22 августа 2013 года в салонах связи "Связной" "приостанавливается прием платежей за услуги связи ОАО "МегаФон"". Сообщения получили не все абоненты, а только те, кто в последние три месяца оплачивал услуги связи в салонах "Связного".
В "МегаФоне", как пояснили в его пресс-службе, были введены новые стандарты финансовой безопасности. В соответствии с ними в адрес крупнейших розничных партнеров — "Евросети" и "Связного" — "МегаФон" 18 июля 2013 года направил письмо "о необходимости дополнительного обеспечения финансовых обязательств". "В связи с тем что такое обеспечение не было предоставлено компанией "Связной", прием платежей в адрес ОАО "МегаФон" в настоящее время не осуществляется",- заявили в пресс-службе оператора. По данным "Ъ", "МегаФон" просил от "Евросети" и "Связного" обеспечение на сумму порядка 300-500 млн руб. "Евросеть" такую гарантию предоставила. "Мы понимаем озабоченность операторов и свои финансовые гарантии доказали",- заявил вчера "Ъ" президент "Евросети" Александр Малис.
Гендиректор "Связного" Майкл Тач в курсе того, что некоторым абонентам "МегаФона" "по какой-то причине" вчера пришли такие SMS. Вопрос о финансовой гарантии он комментировать отказался. "Связной" со своей стороны все обязательства перед компанией "МегаФон" выполнил, утверждает представитель ритейлера Мария Заикина. Она настаивает, что платежи в адрес "МегаФона" в магазинах "Связного" не прекращались.
"Связной" не заинтересован в том, чтобы отказывать посетителям в приеме платежей в адрес "МегаФона", поясняет источник, знакомый с ситуацией. "У "Связного" сейчас есть две возможности принять платеж: через собственную систему, или же компания может договориться с некоторыми партнерами, например с Qiwi или "Киберплат"",- предполагает собеседник "Ъ", оговариваясь, что это "очень краткосрочное решение". Госпожа Заикина не смогла уточнить, по каким каналам "Связной" проводит платежи в адрес "МегаФона". "Мы, как правило, используем разные шлюзы",- заявила она.
После того как в конце 2012 года "МегаФон" и "Вымпелком" на паритетных началах приобрели сеть салонов связи "Евросеть" (более 5 тыс. салонов в России и Белоруссии), операторы решили пересмотреть отношения со "Связным" (более 3,2 тыс. салонов). "МегаФон" уведомлял "Связной" о возможном прекращении сотрудничества с 1 июня, "Вымпелком" же хотел прекратить сотрудничество со "Связным" с 1 июля. И если "Вымпелком" тогда свое слово сдержал, с 1 июля прекратив прием платежей в "Связном", а с 19 июля — и продажу контрактов, то "МегаФон" заявил, что контракт с ритейлером сохранится "как минимум до конца года".
Продажа контрактов оператора в салонах "Связного" производится "в обычном режиме", констатируют в пресс-службе "МегаФона". Вопрос же о том, будет ли контракт со "Связным" прекращен до конца этого года, там не комментируют. В "Связном" утверждают, что продажа сим-карт "МегаФона" осуществляется "в штатном режиме". Источник "Ъ" на рынке сотового ритейла полагает, что "МегаФон" может прекратить продажу контрактов в "Связном" "в ближайшие недели".
По расчетам Райффайзенбанка и Дойче-банка, в 2012 году выручка "Связного" от контрактов с сотовыми операторами должна была составить $241 млн. Из-за разрыва отношений с "Вымпелкомом" ритейлер может потерять около $40 млн в год, оценивает источник "Ъ" на рынке сотовой розницы. По его словам, чтобы абоненты "МегаФона" могли пополнять в "Связном" счет без комиссии, оператор платит ритейлеру примерно $15 млн в год, эти деньги почти полностью отражаются в чистой прибыли ритейлера. Еще порядка $20 млн "Связной" может получать от "МегаФона" за продажу контрактов.