У ЦБ выросло мошенничество
Недобросовестные клиенты освоили онлайн-банкинг.
ЦБ фиксирует рост мошенничества при переводах денежных средств — в первом полугодии число зафиксированных попыток ежемесячно увеличивалось почти на 80%. В ближайшем будущем это может означать рост расходов для банков — со вступлением в силу статьи 9 закона "Об НПС" банки обязаны будут немедленно возвращать клиенту средства, ушедшие со счета без его ведома.
Количество инцидентов, связанных с нарушением требований к защите информации при переводе денежных средств, то есть попыток мошенничества, в первом полугодии растет опережающими темпами. Такие данные содержатся в аналитическом обзоре ЦБ, опубликованном в пятницу. Согласно документу, число инцидентов, выявляемых за месяц, в первом полугодии выросло на 79,7%: в январе банки зафиксировали 1382 таких случая, а за июль — уже 2484, во второй половине 2012 года число ежемесячно выявляемых инцидентов в месяц росло на 57,1%. Суммарно в июле-декабре 2012 года банки выявили 7870 подобных историй, за аналогичный период текущего года — 10 643 (рост на 35,2%). "Подобный рост может быть связан с тем, что банки стали более тщательно отслеживать и обнаруживать случаи нарушения защиты информации, куда могут попадать и технические сбои, но, разумеется, большинство таких случаев — попытки мошенничества",- говорит вице-президент Кредит Европа банка Салават Исмагилов.
Рост числа случаев мошенничества связан в том числе с развитием дистанционных каналов банковского обслуживания (мобильные приложения, системы "банк-клиент" для обслуживания юрлиц, онлайн-банкинг), которые часто становятся объектами мошеннических атак, полагает господин Исмагилов. Статистика ЦБ подтверждает это предположение: в 51,5% случаев попытки мошенничества происходили с автоматизированными системами и программным обеспечением, которое используется для перевода денежных средств.
Член правления ДжиИ Мани банка Эльман Мехтиев указывает и на другую проблему — рост числа мошенничеств с банковскими картами. "Наш портфель карт растет, и вместе с ростом мы видим, что число атак на карты увеличивается",- подтверждает член совета директоров банка "Траст" Григорий Варцибасов. По подсчетам компании FICO, Россия находится на пятом месте по объему потерь от "пластикового воровства" — в прошлом году они составили около €91,4 млн. Причем если в 2006 году на Россию приходилось 2% от общемирового ущерба от карточных мошенников, то в прошлом — уже 6% (см. "Ъ" от 23 мая). Как писал "Ъ" 13 августа, ЦБ подготовил проект изменений в свое положение 382-П, согласно которым все вновь выпускаемые банками карты должны будут оснащаться чипом, что сделает их более защищенными. На прошлой неделе директор департамента регулирования расчетов ЦБ Роман Прохоров уточнил, что обязанность эмитировать только чипованный пластик может быть введена "ближе к 2016 году".
Между тем растущее число мошенничеств в скором будущем обернется для банков затратами: с 1 января 2014 года в силу вступает 9-я статья закона "О национальной платежной системе", которая обяжет банки возвращать украденные со счета деньги, а уже потом разбираться, по чьей вине это произошло. Норма закона вызвала бурную дискуссию. "Мы ожидаем, что может увеличиться количество случаев, когда банковские карты будут получать для заведомо мошеннических целей — чтобы снять деньги, объявить трансакцию спорной и получить возмещение от банка",- говорит директор департамента банковских карт банка "Ренессанс Кредит" Владислав Вербин. На сторону банкиров встал Минфин, который предложил возвращать деньги автоматически только в том случае, если они были списаны уже после уведомления банка о потере или краже карты. Однако Госдума и ЦБ высказались против такого варианта (см. "Ъ" от 17 сентября). "Я бы не стал драматизировать ситуацию — сначала, возможно, число попыток смошенничать действительно вырастет, но после одного-двух показательных процессов по подобным делам эта волна пойдет на спад",- уверен партнер компании Goltsblat BLP Рустам Курмаев.