«Ростелеком» рвется из монополии
Оператор просит дерегулировать его тарифы.
Крупнейший российский оператор фиксированной связи «Ростелеком» предлагает государству не только не замораживать его тарифы, но и вовсе отказаться от их госрегулирования. Регулировать уже и так нечего, утверждает компания: 99% абонентов имеют выбор из операторов местной связи, а сами услуги фиксированной связи стремительно замещаются связью мобильной.
Рынок услуг телефонной связи утратил признаки естественной монополии и подлежит дерегулированию, говорится в презентации «Ростелекома» (есть в распоряжении «Ъ») к заседанию Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По мнению оператора, рынок услуг телефонной связи давно стал единым, включающим мобильный и фиксированный сегмент, он конкурентен, поэтому «регулирование отдельных операторов телефонной связи как субъектов естественной монополии не отвечает состоянию рынка».
Все абоненты фиксированных сетей (в 99% населенных пунктов, где есть местная связь) могут либо выбрать другого оператора, либо получить универсальную услугу, тарифы на которую регулируются. По мнению «Ростелекома» закрепление тарифов на услуги связи не решает задачу сдерживания инфляции — ни в части непосредственной стоимости этих услуг, ни в части влияния на стоимость других товаров и услуг, потребляемых населением. Так, от динамики тарифов на регулируемые услуги связи зависит лишь 0,8% индекса потребительских цен (вклад жилищно-коммунальных услуг, к примеру — 8,625%), а расходы на связь в кошельке абонента занимают 3,7%, говорится в презентации.
При этом мобильная связь с каждым годом с растущим успехом замещает фиксированную: трафик в мобильных сетях растет быстрее абонентской базы (+17% и +6% соответственно за 2007-2012 годы), в фиксированных — сокращается быстрее оттока абонентов (-5% и -1% соответственно за тот же срок).
В то же время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит ряд инициатив, которые могут осложнить положение операторов фиксированной связи, опасаются в «Ростелекоме». К примеру, снижение платы за предоставление в пользование абонентской линии грозит компании потерей до 49 млрд руб., а введение недискриминационного доступа к инфраструктуре связи субъектов естественной монополии может привести к значимой потере позиций на всех сегментах рынка, следует из презентации.
Как ранее сообщал «Ъ», руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков в начале месяца направил в Минэкономики расчеты к варианту прогноза социально-экономического развития России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающему замораживание тарифов в следующем году (см. «Ъ» от 18 сентября). «Ростелеком» оказывает три услуги с регулируемыми тарифами, две из них нерентабельные. По оценкам службы, замораживание тарифов на услугу связи для целей эфирного наземного вещания обернется убытком в 723 млн руб. в 2014 году. Если не индексировать тариф на услугу по передаче внутренней телеграммы, то в 2014-м убыток от нее составит 980 млн руб. В результате «Ростелеком» будет компенсировать эти затраты за счет нерегулируемых услуг.
От услуг местной и внутризоновой связи в 2013 году с учетом 5,4-процентного роста тарифа «Ростелеком» должен получить 10,7 млрд руб. Замораживание тарифа приведет к снижению доходов на 2,4 млрд руб., оценивали в ФСТ.
30 сентября на правительственной комиссии по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича представители ФАС как раз предложили запустить пилотный проект в ряде регионов, где отсутствовало бы тарифное регулирование, указывает официальный представитель Минкомсвязи Мария Винник. «Мы считаем целесообразным провести сначала этот тест, чтобы можно было изучить опыт того, как дерегулирование влияет на рынок»,- говорит она.
Существующая система регулирования фиксированной телефонной связи никак не сдерживает развитие конкуренции и качества услуг, сообщили «Ъ» в ФСТ: «Стоимость регулируемых услуг является максимальной, оператор может ее снижать, но таким правом нигде не пользуется, хотя этот сегмент не является убыточным для него». При этом остаются защищенными социально уязвимые категории потребителей, а оператор может формировать любые другие коммерческие предложения, заключает собеседник «Ъ».