"Яндекс.Маркет" моделирует прибыль
Сервис предложил оформлять покупки на его сайте.
Крупнейший в России агрегатор товаров в интернете "Яндекс.Маркет" меняет модель оплаты за покупки, которые проводятся на этом сервисе. Оформить покупку теперь можно будет прямо на его сайте, взамен интернет-магазины будут платить "Яндекс.Маркету" 1% от суммы сделки. Небольшие онлайн-ритейлеры утверждают, что новая модель может стоить им бизнеса.
О новой модели размещения товаров для интернет-магазинов рассказал вчера руководитель "Яндекс.Маркета" Алексей Авдей. Сейчас "Яндекс.Маркет" использует модель с оплатой за переход на сайт (СРС, cost per click): интернет-магазины платят агрегатору определенный процент за переход покупателя на их сайты. Новая модель, которую предлагает "Яндекс.Маркет",- это оплата за действие по завершении покупки (cost per action, CPA). Пользователи смогут оформлять покупки прямо на "Яндекс.Маркете", а магазины будут платить за полученный заказ 1% от его суммы.
Подключиться к CPA могут российские и украинские магазины, которые не менее трех месяцев работают с "Яндекс.Маркетом" и имеют внутренний рейтинг сервиса не ниже трех звезд. Работать по CPA-модели "Яндекс.Маркет" начнет в конце года, подключиться к ней можно уже сейчас.
"Яндекс.Маркет" — крупнейший в России агрегатор товаров в интернете: подключено около 13 тыс. магазинов, ежемесячно сервисом пользуется более 17 млн человек (по данным TNS Россия). Оборот сервиса компания не раскрывает.
По оценкам Morgan Stanley, рынок электронной торговли в России стабильно растет на 25-30% в год. В 2012 году оборот российского e-commerce составил $12 млрд, или 2,2% от общего объема розничной торговли (прогноз роста этого показателя к 2015 году — до 4,5%).
Новый сервис может убить бизнес небольших интернет-магазинов, опасается менеджер онлайн-ритейлера: ведь, покупая непосредственно на "Яндекс.Маркете", посетитель не переходит по ссылке на сайт интернет-магазина, где он мог бы совершить еще и другие покупки. По словам представителя "Яндекса" Аси Мелкумовой, магазины и дальше смогут работать по СРС, но в ноябре "Яндекс" запустит "единую корзину" для тех, кто подключит новую модель. Пользователь сможет один раз зарегистрироваться на "Яндекс.Маркете" и совершать покупки в различных магазинах, присоединившихся к системе. Таким образом, участники рынка, которые не ввели оплату за действие, окажутся вне этой игры и будут проигрывать конкурентам, подключившим новую опцию, говорит госпожа Мелкумова.
""Яндекс.Маркет" — один из важнейших каналов продаж, и это в своем роде монополия на рынке: не будете пользоваться вы — будут конкуренты, а вы — терять заказы",- говорит гендиректор "Сотмаркета" Всеволод Страх. Но в таком положении сервиса на рынке кроются подводные камни для всей электронной торговли, сетует господин Страх. ""Яндекс.Маркет" стремится привязать клиента к себе. У нас остается только ценовая конкуренция, а все вложения в бренд и сервис бессмысленны. Дальнейшее развитие событий — это резкий рост стоимости привлечения заказа, а потом разорение большей части магазинов, которые не выдержат конкурентной борьбы",- предупреждает он.
"Это закономерный этап развития площадки, от сервиса, где можно сравнить цены, к полноценному marketplace",- рассуждает руководитель направления "Электроника" интернет-гипермаркета Ozon.ru Денис Петрушевский. Руководитель отдела маркетинга и поисковой оптимизации интернет-магазина 003.ru Виктор Ардашев добавляет, что в выигрыше окажутся крупные интернет-магазины с большими бюджетами на CPC-продвижение.
Главное, рассуждает сооснователь Wikimart Максим Фалдин, как изменятся ощущения покупателей. "Большинство из них будут искренне полагать, что они покупают товар у "Яндекса", и все проблемы, связанные с покупкой, автоматически переносить на эту компанию. Не уверен, что "Яндекс" к этому готов",- отмечает он.